Хотя историки-специалисты поморщатся, но мы для себя определили понятие «средние века» периодом с 1000 по 1500 г. Оставаясь в этих временных рамках, мы сначала рассмотрим костюм периода, последовавшего за норманнским завоеванием, а затем подробнее расскажем о костюме простого европейского солдата второй половины интересующего нас периода. Кроме того, мы немного осветим вопрос о женской одежде. Нас интересует в первую очередь повседневная одежда рядовых солдат, а не парадные наряды знати.

Этот номер журнала является русским переводом
Medieval Military Costume. Recreated in Colour Photographs
Ссылки для скачивания:
http://depositfiles.com/files/6454070
http://rapidshare.com/files/127962837/SnF17.rar.html

Введение
Хотя историки-специалисты поморщатся, но мы для себя определили понятие «средние века» периодом с 1000 по 1500 г. Оставаясь в ЭТИХ временных рамках, мы сначала расемофим костюм периода, последовавшего за норманнским завоеванием, а затем подробнее расскажем о костюме простого европейского солдата второй половины интересующего нас периода. Кроме того, мы немного осветим вопрос о женской одежде. Нас интересует в первую очередь повседневная одежда рядовых солдат, а не парадные наряды знати.
Чем дальше уходим мы вглубь вскоч. тем меньше в нашем распоряжении становится проверенной информации. Особенно скудной становится информация о повседневной одежде людей, шедших служить в армию рядовыми солдатами. Все собранные крохи данных легли в основу проведенных реконструкции. Чтобы не оставлять места для догадок и спекуляций, мы тщательно изучили все доступные хроники и иллюстрации, осмотрели сохранившиеся до наших дней образны одежды и экипировки, приняли во внимание письма, рисунки, скульптуры и археологические находки.

Мы располагаем многочисленными данными о влиянии походной жизни на шерстяную и льняную одежду, растительные красители, кожу, оружие и оспехи благодаря прямым экспериментам по пошению этих предметов в разных погодных условиях. Мы проконсулы провались со сотрудниками многих музеев, археологами, оружейниками, кузнецами, ткачами и другими специалистами, занимающимися «живой историей». В результате мы пришли к выводу, что общепринятые представления представляют собой по сути суеверия.
В начале XI века представители всех социальных классов носили одежду свободного покроя. К тому времени покрой одежды практически не изменялся на протяжении грех столетий. Если человеку предстояло заняться активной деятельностью, охотой или войной, он надевал несколько укороченный вариант повседневной одежды. Длина рукава, полпота покроя и количество украшений колебались в течение времени. Опять же подчеркнем, что мы очень мало знаем об одежде саксов и скандинавов, расселившихся по морскому побережью Европы, а об одежде германских племен, населявших глубь континента, мы знаем ещё меньше.
Наше видение искажено образами, созданными фольклором, литературой, изобразительным искусством, а также предвзятыми реконструкциями, проведенными прежде, Основной целью историков прошлых десятилетий было показать, насколько грубым и примитивным был мир средневековья, чтобы подчеркнуть достижения прогресса, о которых было модно тогда говорить. Людям нравилось думать о своих предках, как о пьяных дикарях, живущих в примитивных хижинах, одетых в грубое сукно и невыделанные шкуры, носящих на ногах обмотки. Но новые археологические находки ставят крест на подобных представлениях. Теперь вырисовывается совершенно другая картина. Наши предки были гораздо более цивилизованны, их культура характеризовалась значительной сложностью вещей.
Многочисленные предметы, хорошо сохранившиеся в торфянни-ках Скандинавии и Германии, платья и плащи из Херъёльфснесса в Гренландии, а также ряд королевских захоронений, еще больше запутывают картину. Мы не знаем, насколько тип и ни ы все эти вещи были в свое время. Эти вещи не вписываются в общепринятую картину, они порождают больше вопросов, чем дают ответов. Обнаружив один-два шлема, мы должны помнить, что шлемов были тысячи Обнаружив фрагмент ткани, мы не можем ответить на вопрос, насколько распространенной была эта ткань, ничего не можем сказать о цвете, вышивке и других украшениях.
Посмотрите на прекрасную резьбу и драгоценности викишов. Не была ли столь же экстравагантно»! и их одежда? Мы просто не знаем об этом и можем лишь предполагать. Человеческая любовь к цвету, украшениям и эмблемам присуща для всех народов, даже для самых «примитивных», как в паши дни. так и в прошлом. Здравый смысл подсказывает, что так было всегда, но в подтверждение мы можем привести только несколько рукописей и скульптур и те немногие предметы, что сохранились в земле. Но все это подцаегся интерпретации с большим трудом.
Прежние спекуляции от частого повторения стали восприниматься как общеизвестный факт. Мы никогда ие узнаем достоверно, что означает множество металлических пряжек, обнаруженных на скелете. Были ли все эти пряжки на одном ремне, сохранилось ли их взаимное расположение на протяжении столетий, или их расположение случайно. Мы почти ничего не знаем о погребальных обычаях того времени. Мы не знаем хоронили ли воина в его обычной экипировке, или для похорон использовались специальные предметы, В XVIII веке офицера могли похоронить вместе со шпагой» но рядового солдата никогда не хоронили вместе с мушкетом, поэтому немногочисленные находки не позволяют делать никаких выводов насчет распространенности их в свое время.

Рядовой пеший воин средних веков остается для нас неясной фигурой. Мы знаем о том, сколько стоило его оружие и доспехи, но мы почти ничего не знаем, что солдат надевал из одежды, что было у него в сумке, что он думал обо всем об этом. Художники и писатели были заняты описанием деяний военачальников, которые платили им за это жалованье. В нашем распоряжении нет дневников рядовых алебардьеров, мы не слышали голосов из шеренг.
Первые солдатские описания войны относятся к началу XIX века. Пехота, набранная из крестьян, трудные марши, сухари и гнилая солонина, взятые штурмом города, подвергнутые полному разорению, жестокие наказания, чтобы восстановить дисциплину, грубые, выносливые, иногда очень жестокие мужчины и женщины - так было 200 лет назад, скорее всею, так было и 700 лет тому назад. Можно представить себе жизнь, представлявшую собой погоню за убежищем, пищей, трофеями и спиртным, жизнь, совершенно разную для командиров н рядовых, жизнь под угрозой от клинка и стрельг Рядовой Уиллер из 51-го пехотного полка Веллингтона, обыскивающий убитого француза в поисках монет и табака, и голодный английский лучник в 1415 г, бредущий под дождем но французской грязи, меч-гающин ч сухом сарае, тле можно укрьпъсн оi неноюды, и о серебряных монетах, которые звенят в его кошельке.