В период Прусской кампании против наполеоновской армии он совершает серию ярчайших подвигов, выдвинувших его в ряды народных героев России. Иллюстрациями почти к каждому новому событию в его жизни служили лубочные картинки, которые украшали стены изб и кабаков, ямских станций и жилища мастеровых. Его портреты появляются на фарфоровых чашечках и в альбомах.
Например, почему французы не смогли преодолеть Двину в районе Динабурга (сейчас Даугавпилс, Латвия)? Недостроенная динабургская крепость своим пушечным огнем разрушила французский понтонный мост, и завоеватели под плотным артиллерийским огнем гибли в водах Двины. Динабургская крепость выдержала свое первое испытание, а французы так и не сумели преодолеть водную преграду и отправились в сторону Дриссы, где их позже успешно атаковал Яков Петрович Кульнев в районе Друи. Об этом можно судить по карте военных действий того времени.
Чувствуя близкую смерть, он снял с себя ордена и, передавая их стоявшему вблизи офицеру, слабеющим голосом произнес: “Возьмите, спрячьте сии знаки… Пускай враги не порадуются, увидя в охладевшем трупе моем не генерала русского, но простого воина, положившего живот свой за Отечество”. Вся Россия оплакивала гибель храброго генерала Кульнева. А Наполеон записал в своем дневнике: "Вчера умер Кульнев..."
Прах Кульнева покоится ныне не в Соколище, где он был погребен в 1812 году, и не в Сивошине, как думает большинство благодаря памятнику, а в Ильзенберге (Резкненский район Латвии), куда останки национального героя перевез его брат М.П.Кульнев в 1832 году. Позже он построил здесь храм, который до сих пор местные жители называют “Кульневский храм”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий